Истории успеха: Дмитрий Коробов, руководитель школы робототехники «be_robotics»

Участник федеральной программы «Ты – предприниматель», Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России - 2017» в Архангельской области в номинации «Социальный бизнес года» - Дмитрий Коробов, руководитель школы робототехники «be_robotics».

Быть робототехником (и не только). Именно так переводится название первой основательной школы робототехники в Архангельске, программирования и моделизма beRobotics. В школе занимаются школьники и студенты — изучают основы робототехники, разрабатываются новых роботов и практические прикладные решения. Команда школы стала победителем всероссийского турнира по робототехнике «Робофест» и финалистом Start SUV в Сколково. Однако ее основатель и руководитель Дмитрий Коробов подчеркивает, что не это главное, ведь далеко не все дети в будущем начнут изобретать роботов. Миссия школы — прививать школьникам и студентам любовь к мышлению, творчеству, современным технологиям.

В одном из своих интервью в ответ на вопрос о том, почему вы стали предпринимателем, вы ответили: «Потому что не хотел никому подчиняться». И все-таки, почему возникло такое желание и как вы пришли к этому решению?

— У людей разный менталитет и разные способности. Кто-то привык подчиняться и работать по найму. Люди с таким подходом к жизни практически не занимаются бизнесом, они рассматривают свою трудовую деятельность исключительно в привязке к определенной карьере в рамках работы в определенной сфере. Безусловно, можно выделить различные нюансы: кто-то стремится занять руководящую должность, кто-то, наоборот, хочет для себя минимальной ответственности и так и остается рядовым сотрудником. И есть второй склад ума — люди, которые хотят делать что- то своё. Это разные подходы, разные форматы. Второй путь как раз мой. Вообще, если выбирать между тайм-менеджментом и свободным графиком, я — за свободный график, а если — между порядком и хаосом, то лично мне думается, что гораздо больше возможностей таит в себе хаос.

— Сколько времени заняло у вас осознание этого? Насколько быстро вы пришли к пониманию того, что хотите идти именно по второму пути?

— Достаточно быстро. Я работаю с 18 лет, перепробовал много разных форматов работы, читал различные книги, ориентировался на людей, которые строят свой бизнес, открывают свое дело. Было понимание того, что нужен некий старт, капитал. Я открыл свое ИП и параллельно с основной работой стал вести собственную частную практику, осваивать первые этапы собственного бизнеса. Кстати, на старте у меня не было даже бизнес-плана.

— Вы учились основам бизнеса по книгам, очно или заочно на каких-нибудь курсах? Как получали знания, хватало ли вам их, или вы интуитивно понимали, что нужно делать?

— Думаю, что всё приходит с опытом. Когда читаешь книги, получаешь много полезной информации, но она далека от реальной жизни. На мой взгляд, всё это достаточно утопично. Истории чужого успеха занимательны, но далеко не факт, что если вы начнете заниматься тем же самым, ваше дело будет точно так же расти, масштабироваться и приносить доход. У меня были и взлеты, и падения, пока не появилось понимание того, что стоит и чего не стоит делать. Так я постепенно пришел к тому, что есть сегодня.

— Что касается взлетов и падений: приведите какой-нибудь наглядный пример вставших на вашем пути проблем. Кстати, согласны ли вы с утверждением многих состоявшихся бизнесменов, что трудности — это неотъемлемая часть успеха, и что развиваться можно только в состоянии стресса?

— С этим мнением я согласен. В любой работе всегда есть множество особенностей. Например, сейчас мы занимаемся робототехникой, однако аналогичную деятельность ведут и государственные образовательные учреждения. В этой области каждое из направлений (и частное, и государственное) имеет свои плюсы и минусы. Например, образовательные учреждения, даже если ведут платные курсы, то не могут комфортно урегулировать зарплату преподавателей, не могут определенное количество заработанных средств вкладывать в развитие бизнеса. Не могут вкладываться в рекламу, ремонт кабинетов, покупку оборудования, поскольку являются подотчетной структурой. У них есть определенные ограничения по составлению методических планов занятий, по согласованию, контролю и многому другому. А когда вы занимаетесь бизнесом в этом направлении, у вас, конечно, меньше ограничений, но зато мы, например, не можем участвовать в различных всероссийских соревнованиях, которые работают только с некоммерческими учреждениями. Получается, что в рамках нашей работы и развития так или иначе есть некоторые ограничения и тонкости. В целом, думаю, что мы сталкиваемся абсолютно с такими же проблемами, что и у других: подбор персонала, обучение сотрудников, масштабирование бизнеса, работа с рекламой, с клиентами, в том числе с конфликтными. Мы работаем с людьми, а это всегда накладывает существенный отпечаток на процесс работы.

— Итак, с опытом появились навыки по организации бизнеса, а как формировались навыки по его масштабированию и продвижению? Читали ли вы соответствующую литературу, например, по бюджетированию или на тему, как правильно инвестировать средства в развитие бизнеса?

— Учиться нужно в любом случае и постоянно. Кому-то достаточно только книг. В моем понимании гораздо более ценный опыт — общение с людьми. Я много общаюсь с психологами, с маркетологами, с бизнесменами. Мы сотрудничаем с Корпорацией развития Архангельской области и региональным Бизнес инкубатором, которые оказывает нам поддержку и регулярно консультирует по различным рабочим вопросам. Постоянно ездим на выставки, семинары, другие подобные мероприятия, в том числе и образовательные, чтобы повышать свою квалификацию. Ну и, конечно, семья — наш главный мотиватор. Жена поддерживает в работе. С нее, собственно, и начался бизнес в сфере робототехники и инновационных технологий. Работа в сфере бизнеса — это всегда немного больше, чем просто быть хорошим специалистом в определенной области. Я могу ничего не понимать в робототехнике, но прекрасно ее продавать. Идеальное сочетание — когда я разбираюсь в том, что делаю, умею продать это людям, когда разбираюсь в последующей работе с финансами, понимаю, что такое реклама и маркетинг и т.д. Плюс работа с персоналом, с клиентами, с документами… Фактически руководитель должен уметь замещать любого сотрудника в своей компании на вполне достойном уровне.

— За что незамедлительно уволите сотрудника?

— За неуважение к клиенту.

— Как ни крути, цель любого бизнеса — зарабатывание денег и получение прибыли. За счет чего может быть прибыльным именно ваш бизнес, ведь, по сути, вы занимаетесь социальным предпринимательством?

— Да, социальное — но всё же предпринимательство. Мы обучаем детей робототехнике на платной основе.

— Этого достаточно для капитализации бизнеса, для дальнейших инвестиций? Может быть, вы открываете филиалы, продаете франшизу?

— Нет, пока работаем в рамках города. Этого достаточно для того, чтобы развиваться. Наша основная цель всё же — не зарабатывание денег. Мы хотим сделать немного лучше мир, в котором живем. Заниматься обучением и воспитанием детей, прививать им какие-то полезные навыки, чтобы они сформировали тот самый новый костяк, который завтра пойдет на работу. Ведь я живу в любимом городе, и мне хочется его развивать. Мы воспитываем команду будущего. И если будем хорошо делать свое дело, то, значит, мы реализуем и свою социальную задачу. Ведь люди к нам идут. Зарабатывать деньги только ради денег — скажем так, немного некорректный формат.

— А что вы мечтаете купить на заработанные деньги, но на что жалко их потратить?

— Мотоцикл.

— Но ведь вы намерены расти, не зря же говорили о масштабировании — что имеется в виду?

— Это в перспективе. С одной стороны, у нас есть планы для дальнейшего развития по выходу на уровень области. С другой стороны, наше направление достаточно новое и молодое, и мы смотрим, куда оно нас может завести. Нам интересно работать с новыми проектами, интересна соревновательная деятельность, интересно обучение. Погружаясь всё глубже в свое направление, мы начинаем его глубже изучать и всё больше получаем информации о возможностях его роста и развития. Вариантов очень много. Можно сделать франшизу и начать ее продавать. Можно открыть филиал в рамках города, области или страны или еще несколько офисов в рамках города. Можно освоить дополнительные направления обучения, получив большее количество клиентов и, соответственно, большую прибыль. Например, это может быть организация и проведение соревнований и подготовка команд для выхода на общероссийские и международные соревнования. Это тоже масштабирование, тоже вариант развития.

— Свободное время у вас остается? Например, как вы провели свой последний отпуск?

— В работе. Мы с женой ездили в Казань знакомиться с Иннополисом, налаживать мосты, чтобы в следующем году наша сборная могла попасть на чемпионат мира.

— Три профессиональные или личные глобальные цели на ближайшие три года?

— Воспитать команды будущего, отвести детей на чемпионат мира по робототехнике в Тайланд и США, воспитать сына.

— Очень подкупает то, что вы даете детям прикладные знания, которые потом можно использовать в жизни.

— Обучение робототехнике происходит на базе конструктора Лего, в игровой форме, также ведется обучение языку программирования устройств Aрдуинo — это уже более профессиональное программирование, 3D-моделирование, авиа- моделизм и ракетостроение. Но всегда говорю, что обучение робототехнике в нашей школе — не только и не столько чистая робототехника. Далеко не все дети начнут изобретать роботов и запускать собственные новые проекты. По сути, это — современная версия классических кружков авиамоделирования, автомоделирования — то, чем занимались наши дедушки и родители. Дети изучают на занятиях реальный физический мир — основы физики, конструирования, моделирования. Мы даем детям возможность пополнить и упрочить свои знания. «Кружок робототехники» — красивое современное название, но на самом деле здесь изучают классические, базовые, но очень полезные вещи. Вот, например, зубчатые колеса — они используются во многих устройствах, требующих управления вращательным движением и вращающей силой. Например, автомобили, велосипеды, взбивалки, консервные ножи и маятниковые часы. Наши самые юные исследователи уже с легкостью собирают зубчатые передачи! Они знают, что такое повышающая и понижающая передача, и применяют новые знания при построении собственных моделей. Или возьмем рычаг, который из всех простых механизмов используется, наверное, чаще всего. С помощью рычага можно изменять прикладываемую силу, направление и расстояние перемещения. На занятиях с конструктором Лего «Технология и физика» наши ребята уже разобрались, какие виды рычагов бывают, и где в обычной жизни можно найти им применение. Ещё мы выяснили, что колеса используют не только как средство передвижения. Тяжёлый груз легче передвигать, поместив его на тачку с колесами, чем тащить по земле, поскольку в первом случае сила трения меньше. Безусловно, ребятам бывает сложно. Но мы не ищем лёгких путей. Мы любим думать, и любим, когда наши дети думают.